От Дюссельдорфа до Кёльна добраться проще всего по железной дороге. Ходят два типа поездов: электрички с остановками и без кондиционера, по времени - 40 минут, (в жару довольно жёстко) по 7.1 евро с человека в один конец и ICE, без остановок, комфортные, но за 15 евро, по времени - 15 минут. Пробовали оба варианта, второй предпочтительней. Поскольку Дюссельдорф оказался маловат, а отель уже оплачен, мы один день делали вылазку в Кёльн, а затем переехали окончательно.
Остановились в отеле Мэдисон-ам-дом в пяти минутах ходьбы от кафедрала, довольно приличном, но без кондиционера. За три дня заплатили 177 евро, включая 5 налога с человека в день. Всё понравилось, персонал очень дружелюбный.
Сразу хочу вставить одну ремарку. Почти ко всем местам в Кёльне я приписывал о разрушении в ВОВ. Кёльн - очень пострадавший от налетов Британской авиации город. Здесь было разрушено около 95 процентов всех построек, посему то, что мы видим, скорее всего увы новодел.
Прибыв на вокзал Кёльна, первое что видишь это естественно Собор. Вокзал построили очень к нему близко и он по-уродски закрывает вид на него. А Дом красив и грандиозен! Вот только целиком увидеть его можно только с вертолёта, так уж постарались строители, вписав рядом не только вокзал, но и пару музеев.
Помимо самого собора стоит обязательно попасть в сокровищницу, бесполезно описывать или фотографировать предметы там выставленные, её просто надо посетить. Можно еще поднятся на смотровую площадку, да вот только лифта нет, а ступеней много. Мы пожалели ноги.
На том месте, где стоит Собор, с древних времен существовали культовые постройки. Вероятно тут еще в III веке, во времена римской империи, стояла раннехристианская церковь. Ей на смену
приходит епископская церковь в 320-е годы. В ней около 550 года были захоронены, со множеством дорогих предметов, "княгиня с сыном", принадлежавшие к династии Мировингов. С этого времени
строительство практически не прекращалось. Результатом стал "старый" собор, освящённый 27 сентября 870 года, который стал резиденцией кёльнских архиепископов. В X веке были пристроены
два боковых нефа, в результате чего их число увеличилось до пяти. По приказу архиепископа Гериберта (999-1021 годы) в восточной части поперечной пристройки была возведена двухэтажная
часовня, останки стен которой по сей день стоят во дворе собора.
В 1248 году открывается первая страница в строительстве современного собора. Архиепископ Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в его основание, открыв тем самым один из самых длинных
"долгостроев" в Европе. Грандиозный замысел должен был не только подтвердить статус и богатство города, но и стать хранилищем останков Святых волхвов, или Трёх Царей, полученных от
Фридриха I Барбароссы за помощь в покорении Милана, что в свою очередь поднимала Кёльн в ранге среди христианского мира.
Архитектором собора был Герхард фон Риле, через 70 лет после начала строительства по его чертежам были возведены хоры, после чего снесена часть Собора Каролингов, в котором всё это время
продолжались службы. В XIV веке были возведены южные нефы и второй этаж Южной башни. В XV веке было завершено строительство третьего этажа Южной башни. Здесь были установлены отлитые в
1448-49 годах колокола "Претитоза" и "Специоза". После этого началось строительство северных боковых нефов. В начале XVI века был полностью завершен средний нефа, установлена кровля. На
этом строительство замирает на долгие годы или правильнее сказать века.
В XIX веке революционные французские войска превратили Собор в фуражный склад. Это дало как ни странно толчок к новому строительству. Началось оно в 1842 году на средства короля Фридриха
Вильгельма IV и основанного жителями Кёльна специально для этого "Центральное общество по строительству собора". 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I
состоялась закладка последнего камня на вершине южной башни и празднество по случаю завершения 632-летнего строительства.
Как только завершилось строительство, начался ремонт. Не прекращается он и поныне. Он вообще никогда не прекращается! Так что Собор без лесов - деньги на ветер.
Существует легенда, по которой архитектор должен был отдать душу дьяволу за чертежи собора. Жена же архитектора обманула нечистого, прокукарекав вместо петуха, голос которого должен был
завершить сделку. Дьявол же, обманутый женщиной, пообещал конец света (или Кёльна) с последним камнем в здании собора, поэтому он и не будет никогда достроен совсем.
Недалеко от Собора находится еще одна церковь. Собственно её видно с площади. Сюда стоит зайти, чтобы посмотреть на богатство внутреннего декора и цветовую гамму сине-бело-золотых сочетаний. Церковь принадлежит ордену иезуитов.
На площади, около Собора, еще несколько объектов. Один из них - Боковой портал Северных ворот, которые в свою очередь были частью первых римских стен, построенных около 50 года и окружавших внутренний город "Кардо Максимус". Этот портал является точной копией, установленой в 1971 году, оригинал находится в Римско-германском музее.
Рядом стоит символ завершения собора в 1880 году - модель навершия башни Собора в оригинальном размере: высота 9.50, ширина 4.60 метров.
И небольшое сооружение, похожее на фонтан. Около собора по выходным кстати собираются панки готы и прочее отребье.
Еще парочку зданий на площади, которая на самом деле состоит из нескольких, с разными названиями.
К югу от Дома есть небольшая площадка, на которой установлен интересный фонтанчик.
Домовые - существа, связанные с одной из сказок Кёльна. Маленькие гномы-домвёнки делали всю работу граждан Кельна в течение ночи, так что жители могли быть очень ленивым в течение дня. По преданию, это продолжалось до тех пор, пока жена портного не захотела из любопытства увидеть гномов. Она разбросала горох на пол цеха, чтобы гномы поскользнулись на нём и упали. Гномы, придя от этого в бешенство, исчезли и больше не вернулись. С этого времени граждане Кельна должны были делать всю работу сами. Эта легенда была впервые записана учителем Эрнстом Вейденом.
По Бехергассе выходим на старую рыночную площадь. На нее обратной стороной выходит ратуша со своей башней.
Древнейшая часть здания построена в районе 1330 года. В 1349 году была частично разрушена во время еврейского погрома. Башня, построенная в стиле поздней готики, была сооружена в 1407-
1414 годах под руководством казначея и в будущем бургомистра Роланда фон Одендорпа. Башня имела на верхнем этаже дозорный пункт пожарной охраны.
Стены башни украшены фигурами, на первом этаже разместились императоры, короли и папы римские, на втором, третьем и четвёртом - знаменитые жители Кёльна, на пятом - святые и покровители
Кёльна. Любопытно, но основаниями для некоторых из статуй служат человеческие задницы, что говорит об отношении к ним жителей.
Фигуры постоянно разрушаются. В 1800 году они были заменены новыми, но уже в начале XX века 80 фигур были заменены вновь, в 1988 и 1995 годы было установлено 124 новых скульптур.
Портал ратуши, одобренный еще в 1404 году, был построен в 1569-1573 годах по проекту архитектора Вильгельма Вернуккена. В 1863 году, при проведении реконструкция ратуши под руководством
городского архитектора Юлиуса Карла Рашдорфа были допущены значительные отступления от оригинала. В ходе последней реставрации сильно пострадавшего во второй мировой здания, поздние
переделки были устранены.
Площадь сплошь окружена старинными домами. Первое, что бросается в глаза, особенно в жару, это фонтан посередине.
Фонтан открыт в 1913 году герою 30-летней войны генералу Иогану фон Вертцу. История такова, что молодой и бедный Иоган полюбил бедную прачку, предложил ей руку и сердце, но она отказала ему, со словам "мы оба бедные, зачем же плодить бедность ". В итоге он ушел на войну, где прославился и стал генералом. А когда вернулся с войны он встретил свою прачку, но было уже поздно, ведь прошло 30 лет. Об этой истории и повествует фонтан.
От площади отходит несколько живописных улочек, одна из них - Линтгассе.
Внутри квартала есть еще одна площадь, на которой стоит фонтан, здесь вообще много фонтанов с какой-либо тематикой.
Вилли Остерман (1876-1936) из Кельна был очень известным певцом и автором песен. Многие из его песен о Кёльне становились хитами кёльнского карнавала. Вилли Клейн разработал фонтан после смерти Остермана. Фигуры на фонтане рассказывают историю персонажей его песен.
По соседству со старым рынком еще одна площадь, Сенная, также со множеством старых домов.
От площади в сторону Рейна отходит Зальцгассе. Это район узких старых улочек.
Сделав небольшой круг выходим на рыбный рынок. В районе все улицы и площади носят названия всевозможных рынков - наследие бурного торгового прошлого города.
На площади фонтан, что то типа "Жена рыбака". Автор - Райнер Волк.
Подойдём поближе к Большому Мартину. Церковь так обстроена вокруг, что сфотографировать можно только с вертолёта.
Церковь построена в XII веке, в романском стиле, на фундаменте более древней римской постройки. Несколько столетий она служила монастырской церковью бенедиктинского аббатства, пока в XIX веке не была превращена в приходскую, в рамках всеобщей секуляризации церковного имущества. Серьезно пострадала во время бомбежек второй мировой войны. Работы по реставрации были закончены только в 1985 году. С 2009 года церковь вновь считается монастырской, недавно образованного "монастырского братства Иерусалима".
Двигаемся по набережной. На глаза попадается небольшая башенка, представляющая из себя измерительный прибор.
Устройство измеряет и автоматически передает уровень воды в Рейне в службу предупреждения наводнений. Кёльн - город с повышенным риском затопления и система важна для жителей.
Напротив, на другом берегу Рейна, церковь св. Гериберта.
Аббатство Дойц, бывшее некогда бенедиктинским монастырем, было основано в 1003 году в романском форте св. Герибертом, будущим архиепископом Кёльна и советником императора Оттона III.
Гериберт умер в 1021 и был похоронен в построенной им церкви.
В 1120-е годы здесь был аббатом богослов Руперт Дойцкий.
Аббатство было могущественным и имело в собственности обширные территории, но благодаря своему стратегическому положению не раз было вовлечено в военные конфликты. Так в XIV и XVI веках
оно полностью было разрушено. После секуляризации церковь аббатства становится в 1804 году приходской.
Во время Второй мировой войны аббатство сильно пострадало, сохранились только первые этажи и остатки романского подвала. Реконструкция прошла в 1970 году. Сегодня в бывшем монастыре
размещается дом престарелых под патронажем Каритас, а церковь используется греческой православной общиной Кёльна.
Отсюда же хорошо видно железнодорожный мост. До разрушения в 1945 он был еще и автомобильным, сейчас по нему ходят только поезда и пешеходы.
Двигаемся по набережной дальше на юг и встречаем странную башню.
Название башням такого типа дал Малахов курган, в составе Российской фортификации Севастополя. В Крымской войне 1853-1856 годов башня Малахова, находясь в центре фортификации, долго
сдерживала осаду, а поскольку события широко освещались в Европе, стала синонимом прочности и незыблемости. Со временем название распространилось на каменные башни, в частности на
надшахтные постройки.
Строительство башни в Кёльне в 1852-1855 годах связано с укреплением новой гавани. Проект включает в себя башню и разводной мост. В башне был установлен гидравлический насос, связанный с
мостом системой подземных труб. В 1986 году объект был полностью отремонтирован. После Второй мировой войны порт переместился в другое место, а в настоящее время мост открыт для пешеходов
и велосипедистов и ведет в музей шоколада.
На набережной, напротив башни, неприметная с виду церковь, вход в которую находится с обратной стороны. Церковь интересна своими росписями куполов.
Местность получила своё название по имени римского патриция Люсольфуса, которому эта местность либо принадлежала, либо он выделил средства на строительство первой церкви. Первое
упоминание о церкви в Люскирхене относится к 948 году. В 1067 году в документах кёльнского архиепископа Анно II сообщается, что церковь передаётся в ведение монастыря Святого Георгия.
Нынешняя романская базилика была построена между 1190 и 1220 годами. В 1250 году своды церкви расписываются фресками, которые впоследствии были обнаружены в 1879 году. В 1520-1530 годах
церковь перестраивается в готическом стиле. В 1663-1665 годах был сооружён барочный алтарь.
В 1868-1876 годах были убраны барочные элементы церкви, в 1918 году была освобождена от засыпки церковная крипта, в 1934 году были проведены реставрационные работы.
В годы Второй мировой войны церковь пострадала не сильно, послевоенная реставрация проводилась с 1947 по 1962 годы. В 1972-1977 годах была проведена капитальная реставрация фресок, а в
1982—1989 годах были отреставрированы наружные фасады.
Продолжаем движение по Фильценграбен.
Встречаем очередную церковь.
Троицкая церковь является протестантской. После французской оккупации в 1794 году протестанты получают церковь бывшего монастыря, принадлежавшего братству антонианцев. После того, как
Кёльн стал прусским в 1815 году, доля протестантов постоянно росла, и вскоре церковь св. Антония стала слишком мала. Протестантская община приобрела в Кельне в 1850 году, при поддержке
прусского короля Фридриха Вильгельма IV, участок для строительства новой церкви на территории бывшего монастыря Сент-Люсии.
Строительство началось с церемонии закладки фундамента 28 октября 1857 года, а 3 июня 1860 года церковь была освящена. В 1899 году церковь была отремонтирована в первый раз. В 1943 году
здание было разрушено почти полностью. Реконструкция длилась с 1952 по 1965 год.
Заворачиваем в сторону Санта-Марии-им-Капитоль. По дороге встречаем интересный дом.
Это самый старый из дошедших до наших дней домов патрициев на территории Германии. Дом в романском стиле принадлежал купеческой семье Оверштольц и был возведен в период между 1220 и 1225
годами Блитхильдой Оверштольц, дочерью родоначальника фамилии Готтшалька Оверштольца.
С 1842 года здание использовалось как торговая палата. Особняк сильно пострадал в период Второй мировой войны – уцелели только части подвала и фрагменты первого и второго этажей. К 1955
году была закончена реставрация здания, и в нем расположился музей декоративно-прикладного искусства. В ходе реставрации особняку вернули первоначальный облик. С 1990 года особняк
используется высшей школой искусства средств массовой информации Кёльна.
Сама церковь. Снять её целиком - практически невозможно. Здесь нам очень понравился дворик с галереей и удивила ручка входной двери с изображением чёрта...
На месте нынешней церкви Святой Марии Капитолийской в I веке строится храм посвященный Капитолийской триаде — Юпитеру, Юноне и Минерве. Отсюда и название Капитолий. В 690 году на месте
этого храма по указанию жены франкского майордома Пипина Геристальского Плектруды строится церковь, в которой она и была похоронена в 717 году. В X веке архиепископ Кёльна Бруно I
основывает при этой церкви женский монастырь Святой Марии. В середине XI века архиепископ Герман II и настоятельница монастыря аббатиса Ида принимают решение о строительстве новой
монастырской церкви. В 1049 году папа Лев IX в присутствии императора Генриха III заложил первый камень будущей церкви. Освящена церковь была в 1065 году кёльнским архиепископом Анно
II.
Колокола церкви всегда оповещали жителей Кёльна о пожарах и наводнениях. В годы Второй мировой войны церковь была почти полностью разрушена. Восстановление продолжалось с 1956 по 1984
годы. 23 апреля 1965 года папа Павел VI присвоил церкви Святой Марии Капитолийской звание Малой папской базилики.
Рядом еще один Мартин, на этот раз маленький.
Точное время строительства церкви неизвестно, однако можно предположить, что она стояла здесь уже во второй половине X века. Первое упоминание о ней датируется 1130-1140 годами. Вероятно Малый Мартин был полностью перестроен в 1460-1486 годы, тогда же появилась и западная башня. После секуляризации 1802 года храм был закрыт, неф продан с аукциона и использовался в гражданских целях, а в 1842 году и вовсе снесен в связи с негодностью. Восточная башня была разрушена в XVII или XVIII веке, западная пострадала от пожара и была частично разрушена во время Второй мировой войны, но была восстановлена.
Совершаем еще один круг в сторону ратуши.
Готический дом, постройки 1437-1444 годов, в котором проводились праздничные мероприятия и концерты, был разрушен в 1943 году и в прежнем виде были восстановлены только внешние стены. Это один из трех знаменитых средневековых домов Кёльна, дошедших до наших дней.
По соседству развалины церкви, от которой остались одни стены.
Дом Нойербург с башенкой более современное строение. Он построен в два этапа в 1921 и 1929 годах кёльнским производителем сигарет Генрихом Нойербургом как штаб-квартира одноименной компании.
Рядом фонтан с фривольными картинками.
А напротив весьма интересное здание.
В 1709 году была основана старейшая существующая на данный момент парфюмерная фабрика в мире. С 1723 года здесь находится фирма Johann Maria Farina gegenüber dem Jülichs-Platz (Йоганн Мария Фарина напротив площади Юлиха). Это здание родина знакомого всем советским людям напитка, ну не совсем напитка, или совсем не... Кёльнской воды или Eau de Cologne или просто одеколона. Сейчас здесь музей в котором представлена история создания одеколона, документы, фотографии, коллекция флаконов.
Начинаем движение в сторону пива и гостиницы. На площади Лоренцплац встречаем памятник кардиналу Фрингсу, которого уже упоминал здесь.
Лирическое отступление в конце дня. Пиво мы пошли пить в Früh Brewhouse Cellar (Am Hof, 12). Местный сорт называется также, как и диалект, Кёльшем. Пиво "верхнебродящее" светлое, очень лёгкое, так что вполне можно сказать "пиво без водки - деньги на ветер" (С). Напиться этим нельзя, только утолить жажду. Правильный официант, или по-местному кёбес, должен быть одет в синюю шерстяную куртку и иметь кожаный бумажник на поясе. Стаканы маленькие, на 200 грамм, называются "жердью" и подаются на специальных круглых подносах. За малую посуду кёльнцы получили от баварцев прозвище "напёрсточники".
И если пиво не вызывает особого восторга, то кухня хороша. Нам понравились жаренные кровяные колбаски, местный вариант рульки, селёдка.
Поскольку в предыдущий день мы не попали в музей, новый день мы решили начать именно с него. Хочу сразу сказать, что это место из тех, которые стоит посетить обязательно. Коллекция замечательная и очень много моей любимой мелкой пластики, к тому же здесь есть предметы, похожие на те, о которых NGC сняло фильм "Тайны Стаффордширского клада". Немного экспонатов.
После музея начинаем гулять по городу. Рядом, на Ам Хоф, один из трёх известных средневековых домов.
Бежим через Хоймаркт и поворачиваем на восток. На краю площади стоит конная статуя.
Идею создать памятник королю Пруссии предложил в 1855 году мэр города Иосиф Герман Стапп. После продолжительного обсуждения создание памятника было доверено Густаву Блазеру и Герману Шифелвайну. Статуя была открыта уже после смерти обоих художников в присутствии кайзера Вильгельма I в 1878 году. Во время Второй мировой войны статуя была разрушена и, после нескольких попыток, восстановлена только в 2009 году.
Выходим на Шильдерсгассе.
На этой некогда торговой магистрали стоит готическая Антоньерскирхе.
Территория, на которой стоит церковь, с 1350 года принадлежала монастырю братства св. Антония, сама же она была построена в 1370-1378 годах. Во время французской оккупации в Кельне 1794,
монастыри были распущены, а 6 августа 1802 года церковь и некоторые бывшие монастырские здания были приобретены протестантской общиной.
В 1802-1805 годы церковь была перестроена под руководством Фердинанда Франца Валрафа. 31 мая 1942 года, во время воздушного налета, церковь была уничтожена в значительной степени. В
1946-1952 годы состоялась реконструкция под руководством архитектора Георга Эберлейна, выполнившего её по планам Валрафа.
Продолжаем в том же направлении. За новой рыночной площадью стоит Апостольская церковь.
Первая церковь была построена здесь в конце IX века, а в X веке возник монастырь св. Апостолов. В первой половине XI века строится новое здание, от которого сохранились стены главного и
западного поперечного нефов. В 1150 году церковь подверглась значительной перестройке, тогда появилась западная, 67-и метровая, башня. В 1200 году был создан восьмигранный купол-фонарь.
9 июня 1802 году все монастыри Рейнской области были секуляризированы, церковь стала приходить в запустение, а в 1822 году даже поднимался вопрос о её сносе. Однако снос не состоялся и
даже было принято решение о реставрации. В 1860 году при Апостольской церкви открылась городская гимназия.
В годы Второй мировой войны церковь сильно пострадала, а её восстановление растянулось на полвека. 18 сентября 1965 года папа Павел VI присвоил Апостольской церкви звание Малой папской
базилики. С 1 января 2010 года Апостольская церковь стала приходской и центром Апостольской католической общины города Кёльна.
Рядом неожиданно памятник Аденауеру.
На границе старого города в гордом одиночестве стоят "Петушиные" ворота.
Это одни из четырех средневековых ворот городской стены, дошедших до наших дней. Они были построены в рамках третьего расширения городских границ в 1180 году. Ворота ведут в Ахен и являлись частью ритуала паломничества королей из Ахена в Кёльн, которое они совершали во время коронации, к реликвиям "Трёх Королей". Перед ними мэр Кёльна Райнер Иосиф Антон фон Клеспе вручил 6 октября 1794 ключи от города генералу французских революционных войск Жану Этьену Шампионне.
От ворот так сказать поворот на север. Доходим до симпатичной башенки, которая некогда была частью стен той самой Сolonia Claudia Ara Agrippinensium, римской колонии, давшей название городу.
Еще немного на север доходим до св. Гериона. Так уж получается, первый день прошел в центре, а второй больше затронул окраины.
На том месте, где стоит церковь некогда был некрополь, на территории которого около 345 года была построена часовня-мартириум. Фрагменты этого сооружения были использованы при
строительстве церкви. Стены до отметки в 14 метров и напольные мозаики являются остатками римской постройки. Таким образом это старейшая церковь в Кёльне.
В 818 году здесь был захоронен первый архиепископ Кёльна Хильдебольд. В 839 году при церкви основывается монастырь. При архиепископе Анно II в 1067—1069 годах был удлинён церковный хор
и сооружена крипта. В 1156 году, при архиепископе Арнольде II, была перестроена алтарная часть и возведены две башни. В 1191 году церковь была освящена в честь мученика Гереона, офицера
Фивейского легиона, замученного под Кёльном. В 1219-1227 годах был сооружен десятигранный купол.
25 июня 1920 года папа Бенедикт XV присвоил церкви Святого Гереона звание Малой папской базилики.
Церковь сильно пострадала в годы Второй мировой войны и была отреставрирована полностью только в 1984 году.
Прямо напротив церкви - готический дом, возможно остатки от бывшего здесь монастыря.
Продолжаем движение на север к остаткам городской стены. Сохранился участок в 300 метров с двумя башнями, одна из которых была в XV веке переоборудована в мельницу. Название башня и стена в целом получила от ворот св. Гериона, некогда располагавшихся неподалёку.
День идет к своему завершению, а мы начинаем движение в сторону Дома (в смысле собора). Музей города Кёльн, повествующий о его истории со средних веков до современности, расположился в здании арсенала. На музейной башне установлен золотой автомобиль с крыльями, как аллегория того, что машины являются фетишем для немцев. Во всех смыслах сомнительно и не удивительно, что это творение вызывало неоднократный гнев общественности. А мы потом всё думали сдуло его или нет...
Фонтан был создан в 1915 году Францом Бронцски в память о культурной связи Германии и Рима.
И еще одна романская Базилика! Похоже мы обошли их все!
Основание церкви относят ко 2-й половине X века, освятил её в честь апостола Андрея в 974 году архиепископ св. Геро. В XII веке церковь была перестроена в романском стиле, в XIV веке уже в стиле готики был перестроен хор и пристроена капелла. В XV веке над средокрестием был сооружён шатровый купол. После секуляризации церковь становится приходской и сюда переносят мощи Альберта Великого и золотой гроб с мощами семи святых мучеников Маккавеев. В течение всего XIX века церковь перестраивалась, постепенно возвращая свой романский облик. В годы Второй мировой войны здание пострадало не сильно и даже сохранились средневековые фрески.
А вот и не все! Про Урсулу чуть не забыл, а она прямо у нашего отеля стоит. На закуску так сказать!
Согласно легенде на этом месте в 304 или 383 году от рук гуннов приняла мученическую смерть св. Урсула. Римский же храм существовал тут уже в IV веке. Примерно к X веку тут существует
монастырь св. Урсулы. Дев-мучениц было 11 или даже 11000 и когда в 1106 году здесь нашли массовое захоронение, легенда получила продолжение. В 1135 году был освящён алтарь вновь
отстроенной церкви, посвященный св. Кордуле, спутнице св. Урсулы. В 1230 была сооружена большая западная башня, в 1247-1267 годах построен готический хор, в 1300 году с южной стороны был
пристроен придел Девы Марии. В конце XV века был возведён готический шпиль. В XVII веке церковь была перестроена в барочном стиле.
В 1802 году церковь, как и большинство бывших монастырских, становится приходской. 25 июня 1920 года папа Бенедикт XV присвоил церкви Святой Урсулы звание Малой папской базилики.
В ходе Второй мировой войны церковь была разрушена полностью. Восстановление было начато в 1949 году, под руководством архитектора Карла Банда, и продолжалось до 1972 года.
Как обычно люк...
Немного стрит арта, живого и не очень.
Ну уж мимо такой Тойоты не мог пройти!
И совсем в завершении нереальная история... Весь день была просто жуткая жара. Кажется градусник дошел до 42 по Цельсию и я таки заработал тепловой удар. Добравшись до отеля неожиданно услышал что снаружи что то происходит. Странный звук оказался летящим по улице мусором и песком причём с такой скоростью, что сдувал велосипедистов. Хозяин отеля бегал и орал чтобы все закрыли окна, деревья гнулись до земли, а потом еще и дождь полил. Дальше мы сидели у окна, добивали остатки алкоголя в гостинице и смотрели как природа разносит окрестности. Нам к счастью кроме зрелища ничего не досталось. А вот городу и окрестностям еще как. И Дюссельдорфу, который вообще был самым пострадавшим, тоже. Потом я узнал, что всё это называлось циклоном "Эла" и суперячейковой грозой, и что в регионе погибло 6 человек. А о последствиях для железной дороги мы узнали следующим утром...